Учет денежных средств и расчетных операций.

 

Основными нормативными документами являются: 1.письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 года №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ», в редакции от 26.02.1996.№247,

                                                                                          2. «Положение ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ» от  03.10.2002.№ 2-П в ред. 22.01.2008 № 1964-У,

                                                                                          3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н, в ред. От 18.09.2006 года.  «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»,

                                                                                          4. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П. в ред. От 31.10.2002 № 1201-У (См. ссылку «Нормативные документы»).

 

Учет кассовых операций

 

 

Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные денежные средства в пределах лимита, установленного банком (форма).  При необходимости они могут пересматриваться. Если лимит не установлен, то фактически он равен нулю. При нарушении лимита, при проверке банком, могут быть вынесены штрафные санкции. Если предприятие имеет несколько расчетных счетов в разных банках, то достаточно установить лимит в одном банке.  Лимит остатка кассы устанавливается сроком на один год. Наличные из кассы можно расходовать только на цели указанные в лимите.

Кроме того, ежеквартально предприятие должно сдавать в банк кассовый план (кассовую заявку). Кассовая заявка необходима для того, чтобы учреждение банка могло спланировать движение наличных денежных средств и иметь возможность своевременно удовлетворить потребности своих клиентов, а также проведение статистического анализа.

Все поступления денежных средств в кассу оформляются приходным кассовым ордером (ПКО)  KO_1.  ПКО выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром, заверяется печатью, и выдается на руки сдавшему деньги в кассу, а приходный ордер остается в документах дня в кассе.  

Выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (РКО) KO_2.  РКО оформляется на основании приказа руководителя. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии и подписывается руководителем. Если на прилагаемых документах есть подпись руководителя, то на расходном кассовом ордере она не обязательна.  Выдачу денежных средств кассир производит только лиц, указанному в расходном ордере или заменяющем его документе. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой. Указывается получаемая сумма денег (рублей – прописью, копеек - цифрами). При получении денег по платежной ведомости, сумму прописью указывать ненужно. Если выдача денег происходит по доверенности, в тексте ордера после ФИО получателя указывается ФИО лица, которому доверено получение денег. В ведомости перед распиской в получении делается надпись «по доверенности». Доверенность является приложением к расходному кассовому ордеру.

 Все приходные и расходные кассовые документы регистрируются в журнал регистрации Приходных и расходных кассовых документов KO_3. 

Также необходимо ведение кассовой книги KO_4. Кассовая книга должна быть пронумерована,  прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов». Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки «Остаток на начало дня».  В кассовой книге допускаются исправления, которые должны быть в обязательном порядке оговорены и заверены подписями главного бухгалтера. Отрывная часть книги служит отчетом кассира за день.

Бухгалтер должен проверить правильность форм кассовых документов, записей в кассовую книгу, корреспонденцию счетов, и своей подписью на отрывном листе подтвердить приемку оправдательных документов, затем перенести данные в журнале-ордере, данные из журнала ордера переносятся в  главную книгу. Далее составляется оборотная ведомость и баланс.

При взносе денежных средств на расчетный счет выписывается объявление на взнос наличными, этот документ состоит из трех частей:

1.      Объявление составляется клиентом и остается в банке,

2.      Квитанция выписывается банком для выдачи клиенту,

3.      Ордер прикладывается к выписке банка.

Расчет наличными денежными средствами между юридическими лицами можно производить в пределах лимита установленного ЦБ РФ. На сегодняшний день, согласно указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У(см. ссылку «Нормативные документы»), составляет 100 000,00 рублей.

Порядок ведения кассовых операций требует проведения внезапных ревизий кассы. Ревизия проводится комиссией, которая устанавливается на основании приказа руководителя. Результаты ревизии оформляются актом в двух экземплярах. Один остается в кассе, другой передается в бухгалтерию. Результаты ревизии находят отражение на счетах бухгалтерского учета.

 

1)      При инвентаризации выявленных излишек приходуем в доход предприятия:

        

               Дебет 50 Кредит 91

2)      Выявлена недостача в кассе:

 

              Дебет 94      Кредит 50

              Дебет 73.2   Кредит 94

              Дебет 70,50 Кредит 73.2

 

 

 

Учет денежных средств предприятия ведется на счете № 50 – касса. (Активный).  К счету 50 могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы».  По дебету отражается поступление денежных средств, по кредиту выплата денежных средств.  Рассмотрим на примере отражение в учете наиболее часто встречающиеся операции по кассе:

 

 

                                                                               

№ п/п

Дебет

Кредит

Сумма

Комментарий

1

50

51

120000,00

Оприходованы в кассу денежные средства, снятые с расчетного счета на выплату Зар. Платы и хозяйственных нужд

2

70

50

100000,00

Выплачена Зар. Плата по ведомости из кассы

3

71

50

8000,00

Выданы под отчет денежные средства

4

73

50

5000,00

Выдана ссуда сотруднику

5

60

50

3000,00

выплачены наличные деньги поставщику за поставленный товар

6

66

50

4000,00

выплачены деньги заимодавцу в счет частичного погашения займа

7

50

75

5000,00

учредителем внесены в кассу деньги в качестве погашения задолженности по формированию УК

8

50

62

9500,00

получены деньги в кассу

9

50

90

7200,00

получены деньги от покупателя физического лица за проданный товар

10

51

50

16700,00

торговая выручка внесена на расчетный счет предприятия

 

 

 

Заполнения журнала ордера:

 

Лимит остатка кассы – 3000,00 рублей

Остаток на начало дня – 2382 руб.

Движение по кассе в Мае 2009 года:

 

№ п/п

Дебет

Кредит

Сумма

Комментарий

1

20

51

25000,00

денежные средства, снятые с расч. счета, оприходованы в кассу

2

50

62

8200,00

оприходованы в кассу наличные денежные средства, поступившие от покупателей

3

50

62

1250,00

оприходованы в кассу наличные денежные средства, поступившие от покупателей

4

50

73

1000,00

частично погашена ссуда сотрудником

5

50

71

2730,00

возвращена неистраченная сумма подотчета

6

60

50

10000,00

погашена задолженность перед поставщиком наличными деньгами

7

60

50

1170,00

погашена задолженность перед поставщиком наличными деньгами

8

70

50

25000,00

выплачена из кассы заработная плата работникам

9

51

50

2300,00

сдана выручка в банк

  

Журнал-ордер №1

Май  2009

 

Дата

Оборот по дебету

Итого по Дебету

Оборот по кредиту

Итого по кредиту

 

51

62

71

73

 

60

70

51

 

10.05

25000

9450

2730

1000

38180

11170

25000

2300

38470

 

 

 

 

Остаток на начало периода – 2382,00 руб.

+

Оборот по дебету - 38180,00 руб.

-

Оборот по кредиту – 38470,00 руб.

=

Остаток на конец периода – 2092,00 руб.

 

 

Применение ККМ (контрольно кассовых машин) Регулируется федеральным законом о применении ККМ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, с измен от 03.06.2009(№121-ФЗ)

 

 

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.  Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличный денежный расчет без применения ККМ или расчеты с применением пластиковых карт. При условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности приравненного к кассовому чеку. Также они в праве разрабатывать свои бланки строгой отчетности, в которых должны содержаться обязательные реквизиты: 1) наименование документа, шестизначный номер и серия; 2) Наименование и организационно правовая форма – для организации и ФИО – для ИП; 3)место нахождения  юридического лица; 4) ИНН налогоплательщика 5)вид услуги; 6)стоимость услуги в денежном выражении; 7)размер оплаты 8)дата осуществления расчета и составления документа; 9)иные реквизиты, характеризующие услугу.  Организации и индивидуальные предприниматели, в силу специфики своей деятельности могут осуществлять наличный расчет или расчет пластиковыми картами без применения ККМ, при осуществлении следующих видов деятельности:

 

1)Продажа газет и журналов;

2)Продажа ценных бумаг;

3)Продажа лотерейных билетов;

4)Продажа проездных билетов и талонов для проезда в общественном городском транспорте;

5)Обеспечение питания учащихся и преподавателей, во время учебных занятий;

6) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

7)Продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте;

8)Продажа в сельской местности лекарственных препаратов, расположенных фельдшерско-акушерских пунктах;

9)Торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

10) торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

11) Прием от населения стеклопосуды, утильсырья, за исключение металлолома;

12)Реализация предметов религиозного культа;

13)Продажа по номинальной стоимости почтовых знаков.

 

 

Учет операций по расчетному счету.

 

 

 Поступление и списание денежных средств с расчетного счета могут производится двумя способами:

1)                                                   Наличными – при взносе наличных на расчетный счет оформляется «объявление на взнос наличными», выдача наличных производится по чекам. Денежные средства полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассу приходным кассовым ордером.

2)                                                   Безналичными.  Безналичный расчет осуществляется на основании следующих документов:

- платежное поручение. Для совершения платежа с расчетного счета клиент должен оформить платежное поручение. Форма платежного поручения едина по всей России. 

 

 Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению. Приведем схему расчетов платежными поручениями:

 

       На рисунке использованы следующие обозначения:

  1. отгрузка продукции продавцом
  2. передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами в банк покупателя
  3. передача платежного требования-поручения покупателю
  4. оформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк
  5. передача покупателю отгрузочных документов
  6. списание банком покупателя суммы оплаты с расчетного счета покупателя
  7. направление банком покупателя в банк продавца платежного требования-поручения
  8. зачисление банком продавца суммы оплаты на расчетный счет продавца
  9. выдача банками своим клиентам выписок с расчетных счетов

 

 

                           - расчеты по аккредитивам. (см. ссылку Нормативные документы,  «Положение ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ» от  03.10.2002.№ 2-П в ред. 22.01.2008 № 1964-У, гл.4)

 

Аккредитив - это поручение банка плательщика банку получателя ,аккредитив обособлен и независим от основного договора. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

1.Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);   При открытии покрытого аккредитива, банк-эмитент (банк плательщика) перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При установлении корреспондентских отношений между банками плательщика и поставщика непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

 

2.Отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). Отзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.  Безотзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Безотзывный подтвержденный аккредитив, это когда по просьбе банка – эмитента, исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив, и такой аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

                                                                                                Схема расчетов аккредитивом показана на Рисунке                        

                        

       На рисунке использованы следующие обозначения:

  1. представление покупателем заявления на аккредитив
  2. списание средств с расчетного счета покупателя
  3. извещение банка продавца об открытии аккредитива
  4. депонирование в банке продавца средств, поступивших по аккредитиву
  5. извещение продавца об открытии аккредитива
  6. отгрузка продукции продавцом
  7. передача реестра счетов и товарно-сопроводительных документов в банк продавца
  8. зачисление денежных средств на расчетный счет продавца
  9. извещение банка покупателя об оплате, передача реестра счетов и товарно-сопроводительных документов
  10. передача покупателю товарно-транспортных документов, оплаченных аккредитивом передача реестра счетов и товарно-сопроводительных документов в банк продавца.

Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами:

№ п/п

Дебет

Кредит

Комментарий

1

55.1

51

зачисление денежных средств в аккредитивы

2

60

55.1

оплата товаров, работ, услуг

3

51

55.1

возврат неиспользованных средств

                                                       55.1 «Аккредитивы»

                                            - расчеты чеками

Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги до того, как получит товар, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Также иметь чековую книжку очень удобно при поездках в командировку в случае приобретения различных необходимых материалов, когда изначально неизвестен продавец.  случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату. Для понятия сущности данной формы расчетов в таблице приведена схема расчетов чеками.

 

На рисунке использованы следующие обозначения:

1.      Заявление на получение чековой книжки,

2.      Чековая книжка,

3.      Отгрузка ценностей, выполнение работ, услуг,

4.      Чек,

5.      Чек,

6.      Требование на оплату,

7.      Перевод средств.

 

Бухгалтерский учет чековых книжек:

 

№ п/п

Дебет

Кредит

Комментарий

1

55.2

51

Банк выписал чековую книжку

2

91

51

Услуги банка

3

71

76

выдана книжка подотчет

4

60

55.2

расчет за услуги чеком из чековой книжки

5

76

71

списано с подотчета использованный чек

 

 

                                                      - расчеты платежными требованиями-поручениями

 

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к получателю оплатить на основании документов, предоставленных в банк плательщика отгрузку товара, оплату оказанных услуг, выполненных работ.  Платежные требования-поручения выписываются поставщиком в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляются в банк плательщика через банковскую почту. Банк плательщика передает платежные документы плательщику, в то время как отгрузочные документы остаются в картотеке банка.  Если плательщик соглашается оплатить требование-поручение, он ставит на первом экземпляре его оттиск своей печати, а также подписи уполномоченных лиц и оплачивает его в том же порядке, что и обычные платежные поручения. Приведем для примера схему Расчетов платежными требованиями-поручениями:

На рисунке использованы следующие обозначения:

  1. отгрузка продукции продавцом
  2. передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами в банк покупателя
  3. передача платежного требования-поручения покупателю
  4. оформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк
  5. передача покупателю отгрузочных документов
  6. списание банком покупателя суммы оплаты с расчетного счета покупателя
  7. направление банком покупателя в банк продавца платежного требования-поручения
  8. зачисление банком продавца суммы оплаты на расчетный счет продавца
  9. выдача банками своим клиентам выписок с расчетных счетов.

 

Бухгалтерский учет по расчетному счету ведется на счете 51 «расчетный счет». Если на вашем предприятии несколько расчетных счетов, то  к счету 51 открываются субсчета. По дебету счета отражается поступление денежных средств на расчетный счет, а по кредиту отражается списание денежных средств со счета.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся операции по расчетному счету

№ п/п

Дебет

Кредит

Сумма

Комментарий

1

51

62

100000,00

поступили денежные средства от покупателей

2

60

51

50000,00

оплачен счет за поставленный товар

3

68

51

8000,00

перечислены налоги в бюджет

4

76

51

15000,00

отражены суммы, ошибочно списанные с расчетного счета

5

51

76»расчеты по претензиям»

15000,00

зачислены на расчетный счет ошибочно списанные суммы

6

58

51

80000,00

приобретена ценная бумага

7

51

66

200000,00

получены на расчетный счет средства по краткосрочному займу

8

69

51

16000,00

оплачен сбор в пенсионный фонд

9

70

51

700000,00

переведены средства по оплате труда на лицевые счета сотрудников

10

51

91

7000,00

начислены банком %% на остаток денежных средств на счете

11

51

75

10000,00

внесены ден. Средства в счет оплаты УК

12

75

51

60000,00

выплачены ден. Средства учредителю, путем перечисления на его счет в банке

 

Учет операций по валютному счету.

 

В соответствии с инструкцией о порядке ведения и открытия валютных счетов, банки имеющие лицензию открывают предприятиям валютные счета. Бухгалтерский учет осуществляется на счете 52. К счету 52 "Валютные счета" могут быть открыты субсчета:

52-1 "Валютные счета внутри страны",

52-2 "Валютные счета за рубежом".

Особенностью учета операций на валютном счете является отражение курсовой разницы на дату совершения операции и на последнее число отчетного месяца. В результате меняющихся курсов валют, курсовая разница  может быть положительной и относится к внереализационным доходам, а отрицательная к внереализационным расходам.

Пример:

 

Получено 1000$ по курсу 27,95 (условно) и выдано в подотчет по курсу 28,05

 

Дебет

Кредит

сумма

50 валютная касса

52

27950

71

50 валютная касса

28050

71

91

100,00(внереализационный доход)

 

 

Получено 1000$ по курсу 28,05 (условно) и выдано в подотчет по курсу 27,95

 

Дебет

Кредит

сумма

50 валютная касса

52

28050

71

50 валютная касса

27950

71

91

100,00(внереализационный расход)

 

Синтетический учет по счету 52 ведется в журнале ордере №2/1. Журнал ордер – это сводный документ, который содержит аналитическую информацию по движению безналичных средств на предприятии за каждый день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz