Учет основных средств.

 

1.    Понятие основных средств.

 

Основными нормативными документами, регулирующие правила учета основных средств в регистрах бухгалтерского учета, следует признать Положение о бухгалтерском учете «Учет основных средств» ПБУ 6/01, и методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н.

Основные средства – средства труда (активы), единовременно удовлетворяющие следующим условиям:

·        Они предназначены для использования в производстве, при выполнении работ и оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для сдачи в аренду;

·        Они предназначены для использования в течении длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он (цикл) превышает 12 месяцев;

·        Организация не предполагает их дальнейшую перепродажу;

·        Они способны приносить организации доходы в будущем.

В регистрах бухгалтерского учета. И в целях налогообложения прибыли определение основных средств совпадает

Активы, в отношении которых выполняются вышеперечисленные условия, но имеющие стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике предприятия, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

 

Пример: Организация приобрела станок стоимостью 120 000 руб., который будет использоваться при производстве продукции, и партию компьютеров с целью перепродажи. В этом случае станок будет принят к учет в качестве основного средства, а компьютеры – в качестве товаров, поскольку не соблюдено одно из условий, необходимых для отражения данных объектов в составе основных средств, а именно компьютеры приобретены с целью перепродажи.

 

В соответствии п.21 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС подразделяются на ОС:

·        Принадлежащие организации на праве собственности.

·        Находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

·        Полученные организацией в аренду.

·        Полученные организацией в безвозмездное пользование.

·        Полученные организацией в доверительное управление.

В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов,  ОК 013-94, утвержденным постановление Госстандарта России от 26.12.1994г. № 359 (ОКОФ), в основные средства включаются:

·        Здания,

·        Сооружения,

·        Жилища,

·        Машины и оборудование,

·        Средства транспортные,

·        Инвентарь производственный и хозяйственный,

·        Скот рабочий, продуктивный и племенной,

·        Насаждения многолетние,

·        Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки.

Согласно п.6 ПБУ 6/01 единицей учета ОС является инвентарный объект.

Инвентарный объект - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В соответствии с п.8 ПБУ 6/01первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

 

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

 Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Оценка объекта ОС, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, проводится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, в качестве вложений во внеоборотные активы.

Изменение первоначальной стоимости объекта ОС допускается только в случае достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Остаточная стоимость ОС – разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.

В бухгалтерском балансе ОС отражаются по остаточной стоимости.

 

2.    Документальный учет основных средств.

 

Согласно методическим указаниям, организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:

формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;

перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;

порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации.

6. Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:

а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);

д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

е) проведения анализа использования основных средств;

ж) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

7. Операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

наименование документа;

дата составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7. список.

 

1.    Учет поступления основных средств.

ОС поступают в организацию из разных источников:

·        Приобретаются за плату,

·        В качестве взноса в уставный капитал организации,

·        По договору дарения,

·        По договору мены,

·        Новое строительство ОС,

·        Изготовление самой организацией,

 

Приобретение за плату.

В бухгалтерском учете все расходы, формирующие первоначальную стоимость ОС, отражаются следующими записями:

 

Дебет

Кредит

Наименование операции

Подтверждающие документы

08

60

стоимость полученных от поставщика объектов ОС  (без НДС)

Счет, счет-фактура, договор купли-продажи, накладная

19

60

Сумма НДС

Счет, счет-фактура, договор купли-продажи, накладная

08

60,76

Сумма расходов по оплате услуг сторонних организаций по доставке и доведению ОС до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации (без НДС)

 Счет, счет-фактура, накладные, товарно-транспортные накладные и др.

19

60,76

Сумма НДС по доставке и доведению ОС до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации

 Счет, счет-фактура, накладные, товарно-транспортные накладные и др.

08

23,69,70,71

расходы по доставке и доведению ОС до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации, если расходы осуществляет организация-покупатель

расчетные ведомости, авансовые отчеты, и др.

60,76

50.51,52

оплата счетов поставщиков и других организаций за приобретенные объекты ОС, их доставку.

Платежное поручение и др. (в зависимости от способа расчета (вексель, аккредитив и др.))

01

08

сумма принятых  к учету ОС по первоначальной стоимости

Акт о приеме-передаче ОС (форма № ОС-1)

68

19

НДС к вычету по принятым к учету ОС

 

08

19

Сумма НДС (в некоторых случаях предусмотренных законодательством, сумма НДС к вычету не принимается, а относится на увеличение первоначальной стоимости ОС)

 

91 субсчет 2

19 субсчет (НДС по приобретенным ценностям непроизводственного назначения)

Сумма НДС по приобретенным ценностям непроизводственного назначения (вычет не производится. Сумма НДС учитывается в составе прочих расходов.

 

 

 

Пример: В Январе 2007 г. организация приобрела оборудования для производственных целей. Для его покупки был взят кредит в банке в сумме 354 000 руб. сроком на два месяца по ставке 15% годовых. Начисление и уплата %% производится ежемесячно. Стоимость оборудования – 354 000 руб., в том числе НДС – 54 000 руб. Транспортные расходы по доставке оборудования  - 1372,88 руб. Оборудование введено в эксплуатацию 01.02.2007г. В бухгалтерском учете 05.01.2007 будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

51

66

354 000

получен кредит в банке

08 субсчет 4

60

300 000

получено оборудование

19 субсчет «НДС при приобретении ОС»

60

54 000

Сумма НДС

60

51

354 000

Оплачено оборудование, поступившее в организацию

08 субсчет 4

60

7627.12

услуги транспортной организации по доставке оборудования

19 субсчет «НДС при приобретении ОС»

60

1372.88

НДС по транспортным расходам

60

51

9000

оплачены услуги транспортной организации

08 субсчет 4

66

3927.95 (354 000 * 15% * 27)

сумма %% по кредиту за январь, учтена в первоначальной стоимости ОС

66

51

3927.95

погашены %% по кредиту за январь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               На 01.02.2007 г. буду сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

01

08 субсчет4

311 555.07 (300 000 + 3927,95 + 7627,12)

принято к учету оборудование

68

19 субсчет «НДС при приобретении ОС»

55 372,88

принят к вычету НДС по принятому к учету оборудованию

91 субсчет 2

66

4073,43

начислены %% по кредиту за февраль

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                На 01.03.2007г. будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

66

51

358 073.43

погашен кредит и %% за февраль

 

Таки образом, первоначальная стоимость оборудования для целей бухгалтерского учета составила – 311 555,07 руб. В целях налогового учета оборудование будет принято по первоначальной стоимости в сумме – 307 627,12 руб. (в целях налогового учета %% по коедитам и займам не включаются в первоначальную стоимость ОС, все эти суммы включаются в состав прочих расходов).

 

Объекты ОС, поступившие в организацию, в счет вклада в уставный капитал в денежной оценке согласованной с учредителями, отражаются записью: Дебет 08 Кредит 75 субсчет 1.

Объекты ОС, поступившие в организацию, в счет вклада в уставный капитал по первоначальной стоимости, отражаются типовой записью: Дебет 01 Кредит 08.

Полученные безвозмездно.

Стоимость ОС, полученных безвозмездно или по договору дарения, отражается в составе внереализационных доходов организации и принимается к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости. Рыночная стоимость может быть определена на основе данных (в письменной форме) о ценах на аналогичную продукцию. Расходы, связанные с подтверждением рыночной цены, информационные и консультационные услуги формируют первоначальную стоимость этих объектов ОС.

Пример: В январе организация получила безвозмездно ОС стоимостью – 22 000 руб. (по текущей рыночной стоимости). Оплата услуги по оценке ОС составила – 5900 руб. (в том числе НДС). Расходы по подготовке ОС  для участия в производственном процессе – 3000 руб. (оплата труда и ЕСН). Срок полезного использования ОС – 36 месяцев. Данные операции отражаются следующими записями:

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

08

98. субсчет 2

22 000

стоимость объекта по результатам оценки

08

76

5000

расходы по оплате услуг по оценке ОС

19

76

900

НДС от стоимости услуг по оценке

08

69,70

3000

сумма расходов по подготовке ОС к эксплуатации

01

08

30 000

приняты к учету ОС по первоначальной стоимости (22 000+5 000+3 000)

76

51

5900

оплачен счет по оценке

68

19

900

принят к вычету НДС

 

С февраля по полученному объекту  ОС начисляется амортизация в сумме833 руб. 33 коп. (30 000 / 36 мес.), что отражается записью Дебет 25 Кредит 02.

Одновременно учитывается в составе прочих доходов сумма доходов будущих периодов, составляет ежемесячно: 611 руб. (22 000 / 36 мес.), что и отражается записью: Дебет 98 субсчет 2 Кредит 91 субсчет 1.

 

Отражение в учете операций по договору мену осуществляется по Дебету 91 и Кредиту счетов имущества, передаваемого в обмен, т.е. по счетам10,41,58 и др. На дату перехода  права собственности на обмениваемое имущество делают запись: Дебет 08 Кредит 91.

Изменение стоимости основных средств.

Стоимость ОС может быть изменена в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Порядок переоценки ОС определен в ПБУ 6/01.Переоценка осуществляется путем пересчета первоначальной стоимости и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта по документально подтвержденным рыночным ценам. Источники сведений о рыночных ценах  названы в разделе III п.43 Методических указаний. Переоценка ОС должна осуществляться в конце года по состоянию на 01.01 будущего отчетного года. Ее результаты подлежат отражению в бухгалтерском учете обособлено. Эти результаты не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются во внимание при формировании данных бухгалтерского баланса на начала текущего отчетного года.  В результате переоценки ОС  может происходить их дооценка или уценка. Сумма дооценки ОС зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма уценки ОС на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток).

Пример: По состоянию на начало отчетного года в организации числится объект ОС стоимость 60 000 руб., рок полезного использования – 5 лет. Сумма накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета – 12 000 руб. Рыночная стоимость – 65 000 руб. С целью корректировки суммы накопленной амортизации,  числящейся в бухгалтерском учете по состоянию на начало года, определим коэффициент пересчета как отношение рыночной цены к первоначальной стоимости: 65 000/60 000 руб. = 1,083. Сумма накопленной амортизации получится: 12 000 * 1,083 = 12 996 руб. Сумма дооценки ОС составила 5000 руб. Организация делает следующие записи:

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

01

83 субсчет «прирост стоимости имущества по переоценке»

5000

сумма дооценки ОС до восстановительной стоимости

83 субсчет «прирост стоимости имущества по переоценке»

02

996

сумма дооценки в части амортизации

 В результате этих записей по кредиту счета 83»Добавочный капитал» субсчет «прирост стоимости имущества по переоценке» будет показано кредитовое сальдо, равное остаточной стоимости прироста – 4004 руб. (5000-996).

 

При выбытии ОС, сумма его дооценки, отраженная ранее в составе добавочного капитала, присоединяется к нераспределенной прибыли. Это отражается записью: Дебет 83 «добавочный капитал» субсчет «прирост стоимости имущества по переоценке». Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Не подлежат переоценке объекты, не завершенные строительством, а также приобретенное оборудование, предназначенное на начало отчетного года.

В налоговом учете результаты переоценок не учитываются в качестве дохода или расхода при формировании налоговой базы, не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации (п.1 ст. 257 НК РФ).

Модернизация основных средств.

Модернизация предусматривает улучшение нормативных показателей работы объекта ОС (мощности, качества применения). На каждый модернизируемый объект составляется проект и смета расходов. Первоначально все расходы учитываются по Дебету счета 08, в корреспонденции со счетами учета расчетов и материально-производственных запасов (10,60,69,70,76). По окончании работ все производственные расходы списываются на увеличении первоначальной стоимости объекта ОС, пр наличии акта о приеме-сдаче модернизированных ОС (форма ОС-3). При необходимости производятся записи в инвентарной карте (форма ОС-6). Организация может увеличить срок полезного использования модернизированного ОС, но только в пределах срока, установленного для ОС, входящих в данную амортизационную группу. При наличии у одного объекта ОС нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Пример: Организация решила модернизировать компьютер, числящийся в качестве ОС. Из акта технического осмотра и ведомости дефектов следует, что требуется замена процессора и материнской платы. Оценочная стоимость старой материнской платы – 350 руб. В ходе модернизации установлен дисковод для лазерных дисков. Все необходимые составляющие для модернизации приобретались через подотчетное лицо. По предоставленным документам подотчетным лицом, стоимость процессора составила – 11 387 руб. (в том числе НДС – 1737 руб.), материнская плата – 1622,50 руб. (в том числе НДС – 247,5 руб.), лазерный дисковод – 3097,5 руб. (в том числе НДС 472,5). Стоимость услуг по модернизации и установке ОС составила 2360 руб. На основании первичных документов делаются следующие записи:

 

Дебет

Кредит

сумма руб.

наименование операции

10 субсчет 2

91

350

сумма принятой к учету материнской платы по рыночной стоимости.

10 субсчет 2

71

13650

стоимость приобретенных необходимых составляющих для модернизации

19

71

2457

сумма НДС по приобретенным ценностям

08

10 субсчет 2

13650

сумма использованных при модернизации комплектующих

08

60

2000

стоимость услуг сторонней организации

19

60

360

НДС по услугам

01

08

15650

отражена дооценка компьютера на сумму затрат по модернизации

 

Учет текущего и капитального ремонта.

 

На практике различают капитальный текущий и средний ремонт в зависимости от сложности работ, объема работ и периодичности. К работам данного вида ремонта относятся: работы по систематическому и своевременному предохранению объектов ОС от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте оборудовании и транспортных средств производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей на более прочные и экономичные, за исключением фундаментов, труб подземных сетей, опор, мостов.

 

В бухгалтерском учете возможны различные варианты отражения хозяйственных операций, связанных с ремонтом ОС:

·        Отнесение фактических затрат на ремонт в себестоимость продукции по мере осуществления ремонта;

·        Образование резерва на ремонт ОС для обеспечения равномерного отнесения затрат на проведение ремонта в себестоимость продукции.

·        Отнесение фактических затрат на проведение ремонта на счета учета расходов будущих периодов с целью равномерного их включения в себестоимость;

·        Создания ремонтного фонда для проведения в течение ряда лет особо сложных видов ремонта.

Расходы на проведение всех видов ремонта в бухгалтерском и налоговом учете относятся на себестоимость продукции при наличии соответствующих оправдательных документов. В целях организации контроля за своевременным получением ОС из ремонта, инвентарные карты п этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «ОС на ремонте». При поступлении ОС из ремонта инвентарная карта соответствующим образом перемещается.

Работы по ремонту ОС выполняются двумя способами:

·        Хозяйственный способ – Перед проведением ремонта необходимо составить смету на выполнение ремонтных работ. На основании сметы определяется состав работ, связанных с восстановлением ОС. Затраты, произведенные при выполнении ремонтных работ учитываются на счете 23 «вспомогательные производства», в корреспонденции с кредитом счетов учета  затрат. Основанием для таких записей являются первичные документы по учету материальных ценностей, используемых при ремонте, расходов по оплате труда и пр. Окончание капитального ремонта оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных ОС (форма № ОС-3).    Представим в виде таблицы корреспонденцию счетов:   

Дебет

Кредит

Наименование операции

Документ, являющийся основанием для записи

20,25,26,44

23

списываются затраты по ремонту ОС

акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных ОС

Если во время ремонта проводилась разборка оборудования, необходимо отразить в учете материальные ценности, при этом стоимость расходов на ремонт уменьшается на стоимость принятых к учету материалов. При отсутствии ремонтного цеха, все расходы учитываются непосредственно на счетах учета затрат по местам их проведения:

Дебет

Кредит

Наименование операции

20,25,26,29,44

10,69,70 и др

списываются затраты по ремонту ОС

 

·        Подрядный способ – заключается договор с подрядчиком, в котором оговариваются основные моменты, такие как объем выполняемых работ, оплата по договору и сроки выполнения. Корреспонденция счетов при подрядном способе следующая:

 

Дебет

Кредит

Наименование операции

Документ, являющийся основанием для записи

20,25,26,29,44

60

сумма выполненных работ по договору.

акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных ОС

19

60

сумма НДС по выполненным работам.

счет-фактура

60

51

оплачена стоимость ремонтных работ.

 

68

19

сумма НДС к вычету

 

При осуществлении внеплановых затрат на ремонт они могут быть отражены как расходы будущих периодов (счет 97), что отражается записями:

 

 

Дебет

Кредит

Наименование операции

97

60

сумма выполненных работ подрядным способом (без НДС).

97

10,70,69,23

сумма выполненных работ хозяйственным способом

Резерв расходов на предстоящий ремонт ОС может быть образован при выполнении следующих условий:

·        Наличие графиков проведения ремонта,

·        Составление смет на проведение ремонта,

·        Составление дефектных ведомостей с указанием перечня ремонтных работ.

Порядок создание резерва устанавливается учетной политикой организации. Создание резерва отражается записью:

Дебет

Кредит

Наименование операции

20,23,25,26,44

96 «резерв расходов на предстоящий ремонт ОС»

резерв расходов на предстоящий ремонт

96

23,60

списываются затраты на ремонт за счет созданного резерва.

Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется как 1/12 годовой сметной стоимости ремонта, либо в %% в зависимости от среднегодовой стоимости ОС и нормативов отчислений, утвержденных в установленном порядке самой организацией. Излишне зарезервированные суммы сторнируются в конце года, методом «красного сторно»: Дебет 20,23,25,26,44 Кредит 96. – на сумму излишне начисленного резерва. В случае, когда ремонтные работы происходят длительный период (более года), допускается не сторнировать. По окончании таких работ излишняя сумма резерва отражается записью: Дебет 96 кредит 99. 

 

Амортизация основных средств.

 

Порядок начисления амортизации ОС регулируется ПБУ 6/01 п.17,18 и методические указания ч.4. В целях налогового учета ст.259 НК РФ. В регистрах бухгалтерского учета амортизация начисляется по всем ОС, за исключением тех, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. К ним в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 можно отнести:  земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др. Не начисляется амортизация по ОС некоммерческих организаций. По ним на забалансовом счете 010 «Износ ОС» обобщается информация о суммах износа, начисляемого линейным способом. Основные средства распределяются по группам, согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Для тех видов ОС, которые не указаны в группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п.5 ст.258 НК РФ):

номер группы

Срок полезного использования ОС

первая

От года до 2 лет включительно

вторая

Свыше 2 лет до 3 лет включительно

третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

шестая

Свыше 10 лет до 15 лет включительно

седьмая

Свыше 15 лет до 20 лет включительно

восьмая

Свыше 20 лет до 25 лет включительно

девятая

Свыше 25 лет до 30 лет включительно

десятая

Свыше 30

По каждому из объектов амортизация начисляется в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 одним из выбранных способов, к которым относятся:

·        Линейный способ;

·        Способ уменьшаемого остатка;

·        Способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

·        Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.  

 

Важно!!! Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

 

Линейный способ – при его применении, годовая сумма амортизации согласно п. 19 ПБУ 6/01 определяется из первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования. Ежемесячная сумма амортизации будет равна 1/12 годовой суммы.

Пример: Принят в эксплуатацию объект ОС первоначальной стоимостью 6 000 000 руб. Срок его полезного использования – 10 лет. Годовая норма амортизации определяется: 100%/10 лет = 10% от первоначальной стоимости ОС. Годовая сумма амортизации составила: 6 000 000 руб. * 10% = 600 000 руб. Ежемесячное начисление амортизации составит: 600 000 / 12 = 50 000 руб.

 

Способ уменьшаемого остатка  - годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Пример: Принят в эксплуатацию объект ОС первоначальной стоимостью 6 000 000 руб., срок полезного использования – 10 лет. Коэффициент ускорения = 2. Определим годовую норму амортизации: 100%/10 лет * 2 = 20% Сумма начисленной амортизации в первый год будет равна: 6 000 000 * 20% = 1 200 000 руб.  Остаточная стоимость объекта на начало второго года  = 4 800 000 руб. (6 000 000 – 1 200 000).  За второй год сумма амортизации будет равна: 960 000 руб. (4 800 000 * 20%), остаточная стоимость на начало третьего года = 3 840 000 руб. (4 800 000 – 960 000). Если рассчитать амортизацию на весь срок полезного использования ОС (т.е. 10 лет), то получится на начало 10 – го года остаточная стоимость будет равна – 644 245,29 руб. (почти 11% от его первоначальной стоимости).

 Согласно п.22 ПБУ 6/01, амортизация прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором вся первоначальная стоимость объекта перенесена на затраты. Если по истечении 10 лет, далее продолжать списывать ОС данным способом, то только на 89 году произойдет его полное списание. Поэтому данный способ начисления амортизации представляет только теоретический интерес.

 

Способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования -  годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения, в числителе которого – число лет остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет полезного использования.

Пример:  Принят в эксплуатацию объект первоначальной стоимость – 6 000 000 руб. срок полезного использования – 10 лет. Сумма числе лет полезного использования составит: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 = 55

                Первый год эксплуатации: 10/55 = 18,8% от первоначальной стоимости объекта

                     Второй год эксплуатации: 9/55 = 16,36%.

Представим в виде таблицы начисление амортизации за все 10 лет:

год

стоимость на начало года

соотношение

норма амортизации

сумма начисленной амортизации, руб.

стоимость на конец года, руб.

1

6 000 000

10/55

18,18

1 090 909

4 909 090

2

4 909 090

9/55

16,36

981 818

3 927 272

3

3 927 272

8/55

14,55

872 727

3 054 545

4

3 054 545

7/55

12,73

763 636

2 290 909

5

2 290 909

6/55

10,91

654 545

1 636 364

6

1 636 364

5/55

9,09

545 455

1 090 909 

7

1 090 909

4/55

7,27

436 364

654 545

8

654 545

3/55

5,45

327 273

327 272

9

327 272

2/55

3,64

218 182

109 090

10

109 090

1/55

1,82

109 090

0

 

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции – годовая сумма амортизации определяется из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношение первоначальной стоимости ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования такого объекта.

Пример: Первоначальная стоимость ОС – 6 000 000 руб. Срок полезного использования – 10 лет. Предполагается, что за этот срок объект будет использоваться в производстве 10 000 000 единиц продукции. Допустим, что за первый год эксплуатации выпущено 3 000 000 единиц продукции. Следовательно, норма амортизации составит 30%, а сумма амортизации – 1 800 000 руб. Если за второй год эксплуатации будет выпущено 2 000 000 единиц продукции, то норма амортизации будет равна 20%, а ее сумма составит 1 200 000 руб.

 

Амортизация основных средств включается в себестоимость изготовленной продукции (выполненных работ). При начислении амортизации осуществляется следующая запись: Дебет20,23,25,26,44 Кредит 02.                                                                                                                                                                                            

 

В налоговом учете применяется только два способа начисления амортизации:

·        Линейный

·        Нелинейный

Начиная с 01.01.2009 года. Метод начисления амортизации должен быть закреплен налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода, но не чаще одного раза в пять лет.

Согласно ст.258 п.9 налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Если налогоплательщик воспользовался правом списания до 10% первоначальной стоимости ОС, то амортизация начисляется на первоначальную стоимость за минусом стоимости списания.

Пример:  В марте текущего года ЗАО «Пончик» приобрело новую линии для производства пончиков стоимость – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Одновременно ЗАО модернизировало старую линию. Стоимость модернизации – 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.) ЗАО имеет право списать в расходы не более 10% первоначальной стоимости новой линии, т.е. максимум 20 000 руб. (200 000 * 10%). Амортизируемая стоимость линии составит – 180 000 руб. (200 000 – 20 000). ЗАО также может списать до 10% расходов на модернизацию. В этом случае к стоимости старой линии будут добавлены 45 000 руб. расходов на ее модернизацию. (59 000 – 9000 – 50 000 * 10%). 

 

Амортизация начисляется, ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию  ОС. Если для учета доходов и расходов применяется кассовый метод, то амортизируются только оплаченные ОС. Начисление амортизации прекращают с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором объект ОС был полностью амортизирован или списан с баланса организации (продан, ликвидирован и т.п.). Если право собственности на ОС подлежит государственной регистрации, то амортизация по нему начисляется после передачи документов на регистрацию и ввода его в эксплуатацию (п.11 ст. 258 НК РФ).

 

Линейный метод начисления амортизации – при применении данного метода норма амортизации определяется по формуле:  К = (1/n) * 100%, где К – норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта ОС, n – срок полезного использования, выраженного в месяцах.

Пример:   Первоначальная стоимость ОС – 6 000 000 руб. Срок полезного использования – 10 лет (120 мес.). Норма амортизации – 0,83333% (1 мес. / 120 мес. * 120)  Ежемесячная сумма амортизации  - 50 000 руб.

 

Нелинейный способ начисления амортизации – с 01.01.2009 года после вступления в силу изменений, внесенных федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ, нелинейный метод усложняется, по сравнению с ранее действующим методом, хотя в первые месяцы начисление амортизации ее сумма довольно значительно увеличивается по с равнению с тем, что было ранее. Если организацию принимает решение о начислении амортизации нелинейным методом, то она должна до начала налогового периода утвердить это в своей учетной политике.  Однако для 8-10 амортизационных групп согласно п.3 ст. 259 НК РФ используется только линейный метод. Все остальные объекты с одинаковым сроком полезного использования объединяются в амортизационные подгруппы в составе 1-7 амортизационных групп. Для каждой из подгрупп согласно п.2 ст. 259.2 НК РФ определяется суммарный баланс, устанавливаемый как сумма первоначальной (остаточной) стоимости всех объектов включенных в подгруппу по состоянию на 01.01.2009г. (начало налогового периода). Сумма амортизации за месяц (по всей подгруппе) в соответствии с п.4 ст. 259.2 НК РФ определяется путем умножение суммарного баланса подгруппы на установленную в п.5 ст. 259.21 НК РФ для каждой амортизационной подгруппы норму амортизации (нормы).

Сумма начисленной амортизации за месяц уменьшают суммарный баланс подгруппы на начало следующего месяца.  Введенные в эксплуатацию объекты ОС согласно п.3 ст. 259.2 НК РФ увеличивают суммарный баланс подгрупп, с месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию. Выбывшие объекты ОС согласно п.10 т. 259.2 НК РФ уменьшают суммарный баланс подгрупп, на свою остаточную стоимость. В случае, если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) был уменьшен до достижения суммарным балансом нуля, такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется (п.11 ст. 259.2 НК РФ).

Согласно п.1 ст. 257 остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом,  определяется по формуле:

 

                                       n

    S  = S x (1 - 0,01 x k) ,

       n

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

 

    где S  - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев

             n

после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу);

S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;

n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы (подгруппы), не считая периода, исчисленного в полных месяцах, в течение которого такие объекты не входили в состав амортизируемого имущества.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

k - норма амортизации (в том числе с учетом повышающего (понижающего) коэффициента), применяемая в отношении соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

Когда суммарный баланс подгруппы станет меньше  20 000 руб., в соответствии с п. 12 ст. 259.2 НК РФ в следующем месяце организация имеет право отнести эту сумму на внереализационные расходы.

 

Пример 1: В декабре 2008 года введены в эксплуатацию 6 объектов ОС стоимостью – 300 000 руб. каждый, для которых срок полезного использования – 2,5 года (30 мес.). 

               В регистрах бухгалтерского учета амортизация по каждому объекту будет начисляться с января 2009 года в сумме – 10 000 руб. (30 000 / 30 мес.), а в целом по всем объектом – 60 000 руб.

                    В целях налогообложения прибыли эти объекты выделяются в отдельную подгруппу второй амортизационной группы.

                    Суммарный баланс подгруппы = 1 800 000 руб. (300 000 * 6).  Ежемесячная норма амортизации – 8,8% (см. ссылку нормы).  

               В январе 2009 г. сумма амортизации в целях налогообложения прибыли составит: 158 400 руб. (1 800 000 * 8,8%).

                    Разница между начисленной амортизацией в регистрах бухгалтерского учета и  в целях налогообложения прибыли в размере 98 400 руб. (158 400 – 90 000) согласно ПБУ 18/02 следует признать временно облагаемой.

                    Это ведет к начислению отложенного налогового обязательства в сумме 19 680 руб. (98 400 * 20%). 

Пример 2: На 01.01.2009 года на балансе организации числится объект ОС первоначальная стоимость – 300 000 руб. срок полезного использования – 4 года (3 амортизационная группа). Накопленная амортизация – 60 000 руб. Остаточная стоимость – 60 000 руб. Это единственное ОС из 3-й амортизационной группы, т.е. совокупная стоимость данной группы на 01.01.2009 = 240 000 руб. (300 000 – 60 000).

                    Предположим, что в феврале 2009 г. организация приобрела новое ОС первоначальной стоимостью – 360 000 руб., который также относится к 3-й амортизационной группе. Ос введено в эксплуатацию в месяце приобретения.    С 01.03.2009 совокупную стоимость 3-й амортизационной группы следует увеличить на 360 000 руб.  Предположим, что остаточная стоимость первого ОС на 01.03.2009 = 200 000 руб. Тогда совокупная стоимость всей 3-й амортизационной группы будет равна – 560 000 руб. (200 000 + 360 000).

 

Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Пример 3: Используем условия примера 2. Допустим, что организация приобрела ОС бывшее в эксплуатации за 250 000 руб. У организации-продавца ОС числилось в 3-й амортизационной группе и имело срок полезного использования – 4 года Срок его эксплуатации на момент продажи составил – 2 года.  Несмотря на то, что до окончания срока полезного использования осталось 2 года, для целей начисления амортизации нелинейным методом организация –покупатель включит ОС в состав 3-й амортизационной группы.

 

Приведем еще один пример, в случае уменьшения суммарного баланса амортизационной группы из-за выбытия ОС: В марте 2009 года. Организация продала объект ОС, который был приобретен в 2008 году. Первоначальная стоимость ОС – 400 000 руб., накопленная амортизация за 2008 год – 40 000 руб. С 01.01.2009 г. организация начисляет амортизацию по данному ОС нелинейным способом в составе 3-й амортизационной группы, исходя из его остаточной стоимости – 360 000 руб. На момент реализации остаточная стоимость ОС

                                                          3

составит: 360 000 * (1-0,01 * 5,6) = 302 844 руб. Таким образом суммарный баланс 3-й амортизационной группы в марте 2009 года будет уменьшен на 302 844 руб.

 

Применение специальных коэффициентов.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2:

1) в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в настоящем пункте, только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.

Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

При применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам;

2) в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

3) в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

2. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3:

1) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам;

2) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

3. Налогоплательщики, применяющие нелинейный метод начисления амортизации и передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом лизинга, в соответствии с договорами, заключенными участниками лизинговой сделки до введения в действие настоящей главы, выделяют такое имущество в отдельную подгруппу в составе соответствующих амортизационных групп. Амортизация этого имущества начисляется по объектам амортизируемого имущества в соответствии с методом и нормами, которые существовали на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3. (ст. 259.3 НК РФ).

 

Выбытие основных средств.

 

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или неспособен приносить организации экономической выгоды, подлежит списанию с бухгалтерского учета организации.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

-продажи;

-списания в случае морального и физического износа;

-ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

-передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

-передачи по договорам мены, дарения;

-передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

-недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

-частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.

При списании ОС в случае невозможности или неэффективности их дальнейшей эксплуатации приказом руководителя утверждается состав комиссии, которая решает вопрос о списании ОС с бухгалтерского учета и оформление соответствующих документов. Члены комиссии устанавливают причины списания (физический или моральный износ, авария и пр.), выявляют виновных, если они имеются. Члены комиссии решают, можно ли использовать в дальнейшем детали, узлы, материалы списываемого объекта, и проводят их оценку в соответствии с рыночной стоимостью. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших от ликвидации материальных ценностей отражают в соответствующем акте (ОС-4). Прием на склад материалов от ликвидации оформляется накладными на внутреннее перемещение. При решении комиссии о нецелесообразности дальнейшего использования и списания объекта оформляется акт на списание ОС № ОС-4, акт утверждается руководителем предприятия. Также отметки о выбытии делают в инвентарной карте № ОС-6.

Доходы и расходы от списания ОС учитываются в качестве операционных в том отчетном периоде, к которому они относятся. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выбытие объектов ОС признаются прочими расходами. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходы при выбытии ОС признаются прочими доходами (стоимость материальных ценностей, оставшихся после ликвидации ОС).

В целях налогообложении прибыли  согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, признаются внереализационными расходами. На основании п.13 ст. 250 стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными доходами.

В соответствии с планом счетов к счету 01 «основные средства» может быть открыт субсчет «выбытие основных средств». По дебету этого субсчета будут учитываться се доходы. Полученные при выбытии объекта, по кредиту все расходы. Дебетовое либо кредитовое сальдо закрывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы»., субсчет «прочие доходы» или субсчет «прочие расходы» соответственно.

Рассмотрим на примере, как отражается в бухгалтерском учете, безвозмездная передача, продажа и ликвидация объектов ОС.

Пример №1 Ликвидация основных средствОрганизация ликвидировала объект ОС вследствие его морального износа. Первоначальная стоимость объекта – 25 000 руб. Сумма начисленной амортизации на момент ликвидации – 12 300 руб. Расходы на демонтаж – 4 068 руб. В результате демонтажа приняты к учету материалы – 750 руб.

дебет

кредит

сумма

наименование операции

01 субсчет «выбытие ОС»

01 «ОС»

25 000

сумма списанной первоначальной стоимости ОС

02 «амортизация ОС»

01 субсчет «выбытие ОС»

12 300

списана сумма начисленной амортизации

91-2 «прочие расходы»

01 субсчет «выбытие ОС»

12 700

списана на расходы остаточная стоимость ликвидируемого ОС

91-2 «прочие расходы»

23 «вспомогательные производства»

4068

отражены в составе прочих расходов услуги по демонтажу объекта

10

91-1 «прочие доходы»

750

приняты к учету материалы, полученные при ликвидации ОС

99 «прибыли и убытки»

91-9 «сальдо прочих доходов и расходов»

16018

отражен убыток от ликвидации ОС

 Пример №2 Безвозмездная передача основных средствОрганизация передает другой организации безвозмездно объект ОС, первоначальной стоимостью – 20 000 руб. Сумма начисленной амортизации на момент передачи – 12 000 руб. Рыночная стоимость аналогичного ОС – 15 000 руб.

дебет

кредит

сумма

наименование операции

01 субсчет «выбытие ОС»

01 «ОС»

20 000

сумма списанной первоначальной стоимости ОС

02 «амортизация ОС»

01 субсчет «выбытие ОС»

12 000

списана сумма начисленной амортизации

91-2 «прочие расходы»

01 субсчет «выбытие ОС»

8000

списана на расходы остаточная стоимость выбывшего ОС

91-2 «прочие расходы»

68 субсчет «расчеты по НДС»

1440

начислен НДС на остаточную стоимость ОС (8000*18%)

99 «прибыли и убытки»

91-9 «сальдо прочих доходов и расходов»

9440

отражен убыток от безвозмездно передачи ОС

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы связанные с такой передачей, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п.16 ст. 270 НК РФ).

 

Пример № 3 Продажа основных средств – В соответствии с договором купли-продажи организация реализует объект ОС за 23 600 руб., в том числе НДС – 3600 (18%). Первоначальная стоимость ОС – 30 000 руб. Сумма начисленной амортизации на момент продажи – 12 000 руб.

 

дебет

кредит

сумма

наименование операции

62 «расчеты с покупателями и заказчиками»

91-1 «прочие доходы»

23 600

выручка от продажи ОС

91-2 «прочие расходы»

68 субсчет «расчеты по НДС»

3600

НДС по продажам

01 субсчет «выбытие ОС»

01 «ОС»

30 000

сумма списанной первоначальной стоимости ОС

02 «амортизация ОС»

01 субсчет «выбытие ОС»

12 000

списана сумма начисленной амортизации

91-2 «прочие расходы»

01 субсчет «выбытие ОС»

18000

списана на расходы остаточная стоимость проданного ОС

91-9 «сальдо прочих доходов и расходов»

99 «прибыли и убытки»

20000 (23 000 – 18 000 – 3 600)

учтен финансовый результат от продажи ОС

 

Если в результате продажи выявлен убыток то, полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. (ст. 268 п.3 НК РФ). Прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества (ст. 323 НК РФ).

 

 

 Инвентаризация основных средств.

 

Организация в соответствии с п. 26  Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ №34н от 29.07.1998, обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация ОС согласно п. 27  Положения осуществляется не реже одного раза в три года.  Кроме того, проведение инвентаризации ОС обязательно:

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведение инвентаризации ОС определен Методическими указаниями №49 от 13.06.1995г. Согласно указаниям по инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. При наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Состав комиссий утверждает руководитель предприятия. В состав комиссий включаются представители администрации организации, а также специалисты (инженеры, техники и т.д.) и работники бухгалтерской службы, правила инвентаризации основных средств.

Необходимые документы при проведении инвентаризации: инвентаризационная опись основных средств,  сличительная ведомость,  акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств.

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

 В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

 Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно - материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

 Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

 Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

 Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (бланк.xls).

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно - материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz